Дмитрий Ахманаев
основатель группы компаний F911Слово "пилотаж" в русский язык пришло из французского и означает оно пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение им различных фигур в воздухе.
Пилотаж принято различать:
- по степени сложности на "простой пилотаж", "сложный пилотаж" и "высший пилотаж".
- по количеству участвующих летательных аппаратов на одиночный и групповой.
Различные исследователи определяют дату начала истории моторной авиации по-разному. Одни датируют это событие 20 июля 1882 г., когда самолёт конструкции Александра Фёдоровича Можайского, оснащённый двумя паровыми двигателями оторвался от земли и, продержавшись в воздухе несколько секунд, упал на крыло. Другие считают, что первый полёт на самолёте принадлежит американским изобретателям братьям Уилбуру и Орвиллу Райт, которые 14 декабря 1903 г. подняли в воздух свой самолёт с бензиновым двигателем под названием «Флайер». Самолёт пробыл в полёте 3,5 секунды и произвёл удачную посадку.
Вскоре и другие изобретатели стали поднимать в воздух самолёты собственной конструкции. Пилотирование постепенно усложнялось. Появились фигуры простого пилотажа.
К фигурам простого пилотажа относятся:
- вираж,
- горизонтальная восьмерка,
- спираль,
- пикирование с углами до 45°,
- горка с углами до 45°,
- боевой разворот.
ВИРАЖ
Вираж - это фигура пилотажа, при выполнении которой самолет разворачивается на 360°. Фигура выполняется с постоянным креном и скоростью.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСМЁРКА
Горизонтальная восьмерка - это замкнутая траектория, в горизонтальной плоскости состоящая из двух виражей, правого и левого без изменения высоты полёта.
СПИРАЛЬ
Спираль - фигура пилотажа, при выполнении которой самолёт движется по спиральной траектории относительно одного центра с изменением высоты.
БОЕВОЙ РАЗВОРОТ
Боевой разворот - быстрый разворот на 180° с одновременным набором высоты. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счет запаса скорости.
ПИКИРОВАНИЕ
Пикирование - резкое снижение самолёта.
ГОРКА
Горка - фигура пилотажа противоположная пикированию (полёт по восходящей траектории без крена).
Как только самолёты начали себя чувствовать более-менее уверенно в воздухе, ими заинтересовались военные. Сначала их использовали для разведки, потом с самолётов начали сбрасывать гранаты и бомбы. Возникла необходимость сбивать вражеские машины. В небе стали происходить первые воздушные бои. Лётчики начали придумывать всё более сложные фигуры пилотажа.
К фигурам сложного пилотажа относятся:
- пикирование и горка с углами более 45°,
- переворот,
- петля,
- штопор,
- бочка
- комбинированные фигуры:
- переворот Иммельмана
- поворот на горке (Ранверсман)
- и ряд других фигур.
ПИКИРОВАНИЕ И ГОРКА С ВЫСОКИМИ УГЛАМИ ПИКИРОВАНИЯ И КАБРИРОВАНИЯ
Появление на самолетах пулеметов заставило лётчиков максимально использовать лётные возможности своих самолётов. Это привело к возрастанию углов крена и атаки при пилотировании.
ПЕРЕВОРОТ
Переворот - фигура пилотажа, при которой самолёт поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямолинейного полёта в перевёрнутый относительно горизонта с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу. Является одним из эффективных элементов воздушного боя.
ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА (МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ)
Мёртвая петля представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Впервые эту фигуру выполнил 27 августа 1913 г. русский лётчик Пётр Николаевич Нестеров на самолете «Ньюпор-4».
ШТОПОР
Штопор - это критический режим полёта самолёта, при котором происходит резкое его снижение по крутой спирали малого радиуса и одновременным вращением самолёта. В сентябре 1916 г. русский лётчик Константин Константинович Арцеулов намерено ввёл свой "Ньюпор-21" в штопор. После трёх витков ему удалось перевести машину в пикирование, а затем выровнял полёт. До него этого сделать никому не удавалось. В октябре того же года этот манёвр был введен в обучение полётам русских лётчиков.
БОЧКА
Бочка - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360 с сохранением общего направления полета.
КОМБИНИРОВАННЫЕ ФИГУРЫ
ПЕРЕВОРОТ ИМЕЛЬМАНА
В годы Первой мировой войны сначала немецкими, а в последствии и лётчиками других стран с успехом применялся манёвр, состоящий из виража и полупереворота. Его придумал немецкий лётчик Макс Иммельман и потому эта фигура была названа его именем. На боевом счету Иммельмана было 15 побед. Он стал первым асом Германии (ас - пилот, сбивший 5 и более самолётов противника).
РАНВЕРСМАН
Ранверсман это фигура сложного пилотажа, позволяющая быстро переменить направление полета.
Появление реактивных самолётов и средств противовоздушной обороны не изменило того обстоятельства, что основным средством противоборства в воздухе осталось искусство пилотирования, а технические возможности реактивных самолётов привели к появлению новых фигур, которые стали квалифицироваться как фигуры высшего пилотажа.
К фигурам высшего пилотажа относятся:
- Кобра.
- Хук
- Колокол
- Чакра Фролова
- Разворот на кобре
- Кульбит
и др.
КОБРА
Кобра (аэродинамическое торможение) - фигура пилотажа, при которой летчик тормозит свой самолет, закидывая его на сверх критические углы атаки. Кобра впервые была продемонстрирована в 1989 на авиасалоне в Ле-Бурже Виктором Пугачевым на самолете Су-27.
ХУК
Кобра выполненная на вираже называется хуком. Фигура впервые продемонстрирована Евгением Фроловым в 1995 году на самолете Су-35.
КУЛЬБИТ
Данная фигура впервые в мире была выполнена Фроловым Евгением Ивановичем в 1995г. на самолёте Су-35.
КОЛОКОЛ
Колокол - фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости. Хвост самолёта при этом раскачивается из стороны в сторону. Далее самолёт начинает снижаться вертикально вниз с постепенным выравниваем в горизонтальное положение. Фигуру впервые продемонстрировал в Фар-нборо (Англия) в сентябре 1988 г российский летчик-испытатель А.Н. Квочур.
ЧАКРА ФРОЛОВА
При выполнении этой фигуры самолет набором высоты уменьшает скорость по аналогии с фигурой «колокол» и затем уже из этого положения делает мертвую петлю малого радиуса и на малых скоростях полета разворачивается вокруг своего хвоста. Эта Фигура высшего пилотажа впервые выполнена Евгением Фроловым в 1995 году на самолете Су-35. Своё название "чакра" фигура берёт от названия древнего индийского оружия, которое имело форму кольца с режущей кромкой.
РАЗВОРОТ НА КОБРЕ
Высший пилотаж востребован не только в военном деле. Сегодня спортивный самолёт стал полноправным хозяином неба.
Первый чемпионат мира по высшему пилотажу был проведён в 2008 г. Местом его проведения стал Новосибирск. Чемпионский титул завоевала Российская команда, что говорит о том, что российская школа высшего пилотажа находится на высоком уровне.
Чемпионаты России проводятся одновременно по четырём лигам (уровням сложности), что даёт возможность участвовать в этих спортсменам разного уровня. Спортсмены Высшей лиги соревнуются по правилам и программам чемпионата Мира. Начинающие - выполняют комплексы из 5 - 6 базовых фигур. Таким образом, шанс предоставляется каждому.
15000 ₽
Сделать свой первый шаг в небо так уж и сложно. Было бы желание. Вы можете совершить полёт на самолёте ЯК-52 с опытным инструктором сами или преподнести полет на самолете в подарок своим друзьям или близким.
14.02.2016
Мультиподарок. Когда трудно сделать выбор, идеально - выбор подарить!
Вы дарите один сертификат - Мультиподарок, а владелец сертификата сам выбирает любое приключение из состава подарка.
Как использовать сертификат:
Активировать сертификат на сайте
Активировать сертификат не менее, чем за 5 дней до желаемой даты участия в приключении, в комментарии указать, какое приключение выбрали
Ожидать звонка от менеджера F911
Менеджер свяжется с участником в течение суток для подтверждения даты и времени участия и после направит всю необходимую организационную информацию на электронную почту
F911 дарит подарки вам, когда вы дарите подарки своим близким!
Дарить подарки выгодно!