Пару исторических фактов
После Окончания Великой Отечественной войны конструкторское бюро Александра Сергеевича Яковлева получило задание на разработку самолета первоначального обучения лётного состава для военной и гражданской авиации. К тому времени конструкторское бюро уже имело опыт разработки самолётов такого типа. При создании нового самолёта конструкторы взяли всё лучшее от прославленных на то время моделей самолётов У-2 и УТ-2, а так же внесли ряд новаторских предложений. Результатом работы стал самолёт многоцелевого использования ЯК-18. Машина получилась настолько удачной, что и сегодня, спустя 65 лет после её создания она в различных модификациях широко используется в российской авиации.
Модификации Як - 18
- Як-18 (базовая модель) - первый отечественный учебный самолет металлической конструкции с убираемым шасси. Был способен выполнять полёты в любое время суток и при неблагоприятных метеоусловиях. Кабины инструктора и курсанта выполнялись по стандартам принятым для боевых истребителей того времени. Выпускался Як-18 в двух версиях, отличавшихся друг от друга только силовыми установками. В первом варианте применялся двигатель М-11ФМ и винтом ВИШ-АВ-22, во втором более мощный М-11ФР-1 и воздушный винт В-112А/12. Як-18-1 совершил свой первый полёт 6 мая 1946 г., Як-18-2 соответственно 17 мая 1946 г. После испытаний 16-27 ноября 1946 г. самолет был принят на вооружение ВВС СССР. Активно использовался военными и гражданскими летными школами и клубами ДОСААФ СССР. В 1949 г. при проведении воздушного парада в Тушино впервые пилотажная группа из 28 Як-18 успешно выполнила комплекс фигур высшего пилотажа. За организацию этого выступления пилот Я.Д. Форостенко был награждён орденом Красной Звезды. На счету Як-18 девять официальных мировых и четырнадцать всесоюзных рекордов по дальности, скорости и высоте полета. В целом Як-18 зарекомендовал себя весьма надежным и простым в эксплуатации самолётом. Количество стран, в которых Як-18 использовался по назначению, либо оказался в музеях или частных коллекциях насчитывает более двух с половиной десятков.
- Як-18У (учебный). Основные отличия от базовой модели ЯК-18: самолёт был оснащён убираемой назад передней стойкой шасси, основные стойки стали убираться вперёд, хвостовое колесо заменено на защитную скобу, внесены некоторые изменения в конструкцию фюзеляжа, крыльев, систему управления, масленую и воздушные системы и рад других изменений. Самолёт стал более удобен в управлении. Первый полёт Як-18У состоялся в 1954 г. Всего было выпущено 960 машин этой модификации. Производство прекратилось в четвёртом квартале 1957 г. в связи с запуском в серию ЯК-18А.
- Як-18А - опытный образец с первоначальным обозначением Як-20, оснащенный двигателем АИ-14Р мощностью 260 л.с.; прошел испытания в 1957г. Самолёт имел усиленную конструкцию, размах крыла 10,6 м., изменённое хвостовое оперение, увеличенный запас топлива.
- Як-18П. Данная модификация разрабатывалась специально для высшего пилотажа. Выпускался с 1959 г. Время нахождения в перевёрнутом полёте до 5 минут. Производился в двух вариантах, которые различались устройством кабины пилота.
- Як-18ПМ Введён в эксплуатацию в 1965 г. Как и Як-18П использовался для выполнения фигур высшего пилотажа. Имел двигатель Аи-14РФ мощностью 300 л.с. и смещённую кабину.
- Як-18ПС. По конструкции аналогичен варианту Як-18ПМ, но оборудован убирающимся шасси и хвостовым колесом. Впервые поднялся в небо в 1969г.
- Як-18Т (исходный вариант). Практически идентичен Як-18У. Отличие только в составе оборудования. Основное направление использования - начальная лётная подготовка пилотов.
- Як-18Т (базовая модель). Конструкция самолёта значительно отличается от предыдущих модификаций. Разработка самолёта началась в 1964 г., Опытный образец поднялся в воздух в 1967 г. На сегодня имеет пять вариантов исполнения. Кабина самолёта (кроме пилотажного варианта) рассчитана на трех пассажиров и багаж. Бесспорным достоинством учебных вариантов Як-18Т является компоновка кабины, а именно то, что места инструктора и курсанта находятся друг с другом (второй и третий курсанты располагаются на заднем диване). Передние сиденья выпускаются двух типов: для учебных вариантов самолёта с парашютами, для остальных - с мягкими подушками.
В зависимости от направления использования Як-18 Т имеет следующие варианты:
- Учебно-тренировочный вариант предназначен для начального обучения пилотов. В самолёте могут одновременно находиться три куранта и инструктор. Управление двойное, штурвальное, как у пассажирских самолётов.
- Пилотажно-тренировочный вариант предназначен для обучения курсантов фигурам среднего и высшего пилотажа. Состав экипажа: курсант и инструктор.
- Пассажирский вариант. Самолёт рассчитан на трёх пассажиров с багажом.
- Грузовой (почтовый) вариант - предназначен для перевозки почтовых и иных грузов. Полезная нагрузка 250 кг.
- Санитарный вариант оборудован для транспортировки одного больного на носилках с сопровождающим или для перевозки трех медработников в отдалённые населённые пункты.
В настоящее время ведётся разработка и других вариантов самолёта Як-18Т
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЁТА Як-18Т
- Длина самолёта - 8,354 м.
- Размах крыльев - 11,16 м.
- Высота самолёта - 3,4 м.
- Чистая масса самолёта - 1219 кг.
- Максимальная взлётная масса самолёта - 1685 кг.
- Максимальная полезная нагрузка - 446 кг.
- Максимальный запас топлива - 360 кг.
- Крейсерская скорость самолёта - 210-250 км/ч.
- Максимальная скорость самолёта - 300 км/ч.
- Максимальная высота полёта - 4000 м.
- Дальность полёта - 500 км.
- Разбег - 200 м.
- Пробег - 250 м.
- Назначенный ресурс самолёта - 7000 лётных часов.
- Мощность двигателя - 360 л. с.
Для характеристики надёжности самолёта можно привести следующий пример. В 1990 г. шесть Як-18Т и один Ан-2 совершили трансконтинентальный перелет по маршруту Москва-Сиэттл-Москва, а в 1991 г. семь Як-18Т совершили перелёт из России на австралийский континент. Во время перелёта самолёты провели в воздухе 250 часов, совершили 107 взлётов и посадок, преодолевали в полётный день по 400-490 км. За время этих перелётов не было отмечено ни одного отказа техники или летного происшествия.
Як-18Т сегодня поставляется и за границу, в том числе Англию, Германию, Швейцарию на Филиппины и США.
В общем Як-18Т - это надёжная и простая в эксплуатации машина.
Если вы житель или гость Екатеринбурга и у вас есть желание совершить полёт на самолётах, то вы можете сделать это с компанией "Фанаты Приключений".
Полет на спортивном самолете Як-52
12000 ₽
Недалеко от города Екатеринбург можно совершить полет на самолете Як 52. Представьте, вы сможете полетать на спортивном самолете малой авиации и выполнить мертвую петлю, бочку, пикирование, восьмерку и другие фигуры. Это настоящий экстрим. Полеты на Як 52 несомненно будут одним из самых ярких ваших воспоминаний.
Обзорный полет на Аэропракте А20
7500 ₽
Самолет Аэропракт А 20 проявит свои уникальные летные способности для ощущения безмерной свободы. Во время полета сквозь легкий шлейф облаков проявится чарующий вид Екатеринбурга.
15.07.2016 г